Почему ракеты не летают

Дата публикации: 21 мая 2015
( 0)
Почему ракеты не летают

Последняя авария ракеты «Протон» с мексиканским спутником убедительно показала наличие системного кризиса в космической отрасли России. Реформы в ракетном ведомстве назрели давно, но потребовалось несколько аварийных ситуаций, чтобы об этом заговорили в правительстве. На днях Госдума одобрила создание космической госкорпорации.

За два прошедших месяца российская космическая отрасль потеряла корабль «Прогресс», ракету «Протон-М», которая так и не смогла вывести на орбиту мексиканский спутник, а также существенно подпортила свой имидж, не сумев с первого раза провести коррекцию орбиты МКС. За последние пять лет произошло семь аварий российских ракет-носителей типа «Протон», которые во времена СССР считались одними из самых надежных в мире.

Такого позора мы давно не испытывали. Очевидно, у правительства лопнуло терпение и теперь все требуют неотложных мер по спасению космического престижа России, а так же поиску и наказанию виновных. Вице-премьер Дмитрий Рогозин представил в Госдуме законопроект о создании космической госкорпорации, которая по образу Росатома должна объединить всю российскую промышленность.

Рогозин красочно расписал давно известные проблемы отрасли, реформа которой началась три года назад. По его словам, после развала СССР отрасль охватил глубокий кризис, в наследство осталось изношенное оборудование, дефицит кадров и низкие зарплаты. В отличие от авиастроения, где уже применяется цифровое проектирование, в космосе до сих пор проектируют на кульмане, при расчете нештатных ситуаций не применяются математические расчеты.

Если сравнивать с нашим главным конкурентом – США, то там космической тематикой занимаются лишь две фирмы — Boeing и Lockheed Martin. В России таких предприятий целых семь, в числе которых ИСС Решетнева, РКЦ «Прогресс», НПО Лавочкина, РКК «Энергия» и Центр имени Хруничева. Получаются, что предприятия часто дублируют друг друга и загружены лишь на 40%.

В американской компании Orbital Sciences работают всего 1,3 тыс. человек, то есть в 13 раз меньше, чем в ГКНПЦ имени Хруничева. Но выработка в год на одного человека составляет почти 414 тыс. долларов. Такая эффективность российским космическим инженерам даже и не снилась. Также по внедрению цифровых технологий в космической отрасли Россия в девять раз отстает от США.

Но это все «технические» моменты. Гораздо страшнее для российского космоса внутреннее «разложение». Только в Центре имени Хруничева за последнее время выявлено злоупотреблений на 9 млрд руб., а дебиторская задолженность составляет 7,3 млрд руб. ФИЦ «Аналитика и безопасность» уже не раз писал о злоупотреблениях в отрасли.

Boeing хочет поговорить с Виталием Лопотой

Лопота и космический беспредел

Фактическая безнаказанность при хищениях в космической отрасли, наконец, привела к печальным результатам – подрывается престиж России, как космической державы. Закрытость этой тематики и секретность всей отрасли позволяют спокойно расхищать бюджетные деньги. Эти средства могли бы быть направлены хотя бы на повышение зарплат конструкторам и инженерам. Низкие зарплаты, текучесть кадров являются одной из причин серии неудачных запусков ракет. В целом, все это серьёзно  снизило конкурентоспособность России на космическом рынке.

Скандалы, которые сотрясают российское космическое производство последние три года, также не содействуют поднятию престижа России.

Непотопляемый Урличич и тонущий ГЛОНАСС

Вполне возможно, что создание новой госкорпорации поставит заслон «космическим» хищениям. Но также, есть и большая вероятность, что концентрация огромных бюджетных денег в одном ведомстве создаст соблазн для вороватых чиновников и новое поле для коррупционеров.

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

 

Комментарии

Нет комментариев

Please enter the letters as they are shown in the image above.
Letters are not case-sensitive.
2097

Новости

все новости...