Кто построит ВСМ?

Дата публикации: 7 Окт. 2012
( 2,0/1)

Во второй половине ХIХ в. Россия стала крупнейшей железнодорожной державой. Наряду с постоянным увеличением протяженности сети железных дорог шло активное наращивание скоростей движения поездов, а в начале прошлого века на линии Санкт-Петербург-Москва курьерские экспрессы достигали скорости 110 км/ч.

В 1960-е между столицами ходил самый быстрый советский поезд “Аврора”, развивавший скорость до 160 км/ч и проходивший расстояние в 650 км всего за 4 ч 59 мин.

Уже в те времена стало ясно, что для дальнейшего наращивания результатов нужно строить специальные высокоскоростные пассажирские магистрали, а опыт эксплуатации первой в мире ВСМ в Японии доказал полную техническую, экономическую и социальную обоснованность подобных проектов.

В 1988 г. по инициативе МПС постановлением Совета Министров СССР № 1474 была утверждена Государственная научно-техническая программа “Высокоскоростной экологически чистый транспорт”. В рамках ее исполнения ВНИИЖТ, под руководством первого заместителя директора д.т.н. Евгения Сотникова, подготовил научный проект, в котором были обоснованы все основные вопросы создания ВСМ. Однако дефолт 1998 г. нарушил финансирование проекта, и темпы его реализации резко замедлились, а целый ряд работ был свернут.

Возобновился проект только в 2004 г., когда назначенный министром транспорта России Игорь Левитин выступил за продолжение строительства высокоскоростной магистрали. Эти планы поддержал и новый президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин. Генеральным директором РАО “ВСМ” был назначен Владимир Воронин.

Между тем, структурная перестройка отрасли потребовала совершенствования управления проектом. Уже 4 июля 2006 г. совет директоров ОАО “РЖД” одобрил создание дочернего общества "Скоростные магистрали”, которое стало головным предприятием по строительству ВСМ. В апреле 2009 г. состоялся Технико-экономический совет ОАО “РЖД”, принявший ряд конструктивных решений по дальнейшей работе, в частности, проектированию трассы по Западному варианту. Примерно в это же время проект был внесен и в стратегические государственные программы — в Транспортную стратегию РФ и в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г.

Уже 16 марта 2010 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал “Указ № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ», в котором Правительству Российской Федерации предписывалось до конца 2010 г. утвердить комплекс первоочередных задач, включая нормативные, технические, финансовые, кадровые, организационные и иные аспекты. Единственным исполнителем по осуществлению функций заказчика при проектировании ВСМ было назначено ОАО “РЖД”.

Глава компании Владимир Якунин в этой связи заявил, что с принятием этого документа начинается “принципиально новая эра в истории железных дорог и высокоскоростное движение в России перейдет на качественно иной уровень”. Предполагается, что в обозримом будущем в России появится целая сеть высокоскоростных железных дорог, включая такие направления, как Москва-Санкт-Петербург, Москва-Нижний Новгород-Казань-Самара, Казань-Екатеринбург и др. В настоящее время ведутся работы по реализации Указа Президента Российской Федерации.

В настоящее время для целей ВСМ в бюджете Российской Федерации в соответствующем объеме отсутствуют бюджетные средства. Зная об этом, ОАО “РЖД” предлагает строить магистраль поэтапно, начав с отрезка 180 км. В этом случае для старта требуется собрать лишь 186,5 млрд. руб. вместо 1,12 трлн. руб., необходимых для проекта в целом.

В начале октября ОАО «Скоростные магистрали», дочерняя компания ОАО “РЖД”, отвечающая за реализацию инновационных проектов в сфере железнодорожного транспорта, включая создание высокоскоростных магистралей (ВСМ), представили новую концепцию строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, согласно которой дорога может быть построена поэтапно. Головным участком был определен отрезок Крюково-Новая Тверь-Логовежь, который должен был обеспечить время в пути по маршруту Москва-Тверь менее чем за 40 мин. и разгрузить Октябрьскую железную дорогу для других видов железнодорожного транспорта. Протяженность этого участка составит 180 км (общая длина магистрали - 659 км), а его строительство будет стоить 186,5 млрд. руб. и займет 3 года. После этого предлагается приступить к строительству следующих участков ВСМ.

На сегодняшний день до станции Крюково уже практически построен четвертый новый путь. На участке Москва-Крюково протяженностью 43 км можно развивать скорость до 180 км/ч, дальше ускоряться до 300-350 км/ч, а затем, возле станции Логовежь, вернуться на существующие пути Октябрьской железной дороги.

Известно, что ранее глава РЖД Владимир Якунин уже представил новую концепцию строительства магистрали ВСМ Дмитрию Медведеву, после чего премьер-министр поручил «изучить этот вопрос» первому вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

При этой схеме строительства ОАО «РЖД», безусловно, будет легче договориться с Правительством Российской Федерации. Согласно первоначальной концепции, высокоскоростная железная дорога Москва-Санкт-Петербург должна была быть построена к чемпионату мира по футболу 2018 г. Время в пути, как ожидалось, должно составить 2 ч. 30 мин. Однако, вполне вероятно, что предлагаемый вариант затянет сроки реализации проекта, и в итоге вся магистраль так и не будет построена в срок.

Проект строительства и эксплуатации магистрали планировалось осуществить на основе контракта жизненного цикла (cистемы долгосрочных договорных отношений между государственными и частными контрагентами с привлечением заемного финансирования, который заключается на весь комплекс работ, связанных с проектированием, строительством, финансированием и содержанием объекта).

При этом, главная особенность схемы заключается в том, что заказчик не инвестирует в возведение магистрали. Проектирование, строительство и сдача объекта в эксплуатацию происходит за счет подрядчика. Он может использовать свои собственные или заемные средства. Государство начинает оплату магистрали только с первого дня ее открытия. Но зато оно гарантирует подрядчику регулярные транши (например, один раз в год) в течение всего жизненного цикла объекта – 20–40 лет. Размер ежегодной оплаты зависит от нескольких параметров: времени в пути, пропускной способности, количества происшествий и т.д. Важно, что заказчик платит не за сам объект, а за его бесперебойное обслуживание, следуя принципу: «нет сервиса – нет оплаты».

Стоимость строительства была оценена в 1,12 трлн. руб., 70 % из которых приходилось на бюджетное финансирование.

В бюджете на 2013-2015 г.г. на строительство ВСМ ассигнований не предусмотрено. Скорее всего, под ВСМ будет создана отдельная федеральная целевая программа (как в случае с Олимпиадой в Сочи-2014), в которой будет определено, какие объекты необходимо построить к чемпионату мира 2018 г.

По-видимому, строительство ВСМ по любому направлению в очередной раз может обернуться тяжким бременем для граждан, тогда как дивиденды от ее эксплуатации, вполне возможно, будут получать чета Якуниных и аффилированные с ними лица.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

 

Комментарии

  • Vitiz 10.10.2012, 9:39:05
    0
     
     
    Gravatar Icon Якунины и другие грабители народа , дай Боже вам здоровья что бы вы увидели как мучаются ваши дети .И народу вытерпеть все ваши выходки.
  • Luka Mудрищев 08.10.2012, 3:52:18
    0
     
     
    Gravatar Icon Отличная железная дорога для респектабельных и инновационных граждан,спасибо господину Якунину за такую отеческую заботу о своих гражданах
Please enter the letters as they are shown in the image above.
Letters are not case-sensitive.
2097

Новости

все новости...