Налоговая проверка: как подготовить организацию к приезду сотрудников налоговой службы

Дата публикации: 29 Ноя. 2012
( 3,0/1)
Налоговая проверка: как подготовить организацию к приезду сотрудников налоговой службы

Грамотный директор знает, что сотрудники налоговых органов могут прийти в его организацию с проверкой в любой момент. Для того, чтобы налоговая проверка прошла успешно, крайне важно поддерживать в порядке документацию фирмы. Поэтому практически на любом  предприятии в бухгалтерии всегда имеется план действий в таких «кризисных» ситуациях, который предусматривает поведение каждого ответственного лица или сотрудника фирмы в период налоговой проверки. 

Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщику все необходимые инструменты для защиты своих прав. Любой руководитель должен уметь ими правильно воспользоваться.

Налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о предстоящей проверке за десять дней до фактического ее проведения. Десятидневного срока достаточно для подготовки всех необходимых документов и урегулирования спорных ситуаций.

Согласно политике внутренней безопасности предприятия, документы налоговых инспекторов должны в обязательном порядке проверить юрист и главный бухгалтер, а также другие ответственные лица.

Юрист обязан проверять сопроводительные документы налоговых проверяющих, из которых он сможет понять суть налоговой проверки и предварительно определить характер претензий налогового инспектора.

На практике финансовым работникам предприятия приходится сталкиваться с заметным превышением налоговыми инспекторами явно четко очерченного круга обязанностей и полномочий. Поэтому для ответственных сотрудников предприятия нужно заранее определить пакет документов для предоставления налоговым инспекторам.

Совсем необязательно вести строгий учет каждого документа, предоставленного налоговой инспекции при проверке. Но ни в коем случае нельзя дублировать уже переданные ранее копии документов.

Налоговый кодекс четко ограничивает рамки полномочий налоговых инспекторов, проводящих камеральные налоговые проверки. Согласно статье 88-ой Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым Кодексом.

Проверяющий налоговый инспектор может затребовать дополнительные документы в нескольких ситуациях.

При проверке декларации по НДС инспектор вправе запросить авансовые и отгрузочные документы, документы, подтверждающие фактическую оплату налога, аванса и документы, подтверждающие принятие товара (груза, услуг, работ), и документы, предусмотренные пп.3,6-8 ст. 171 НК РФ.

Ведется раздельный учет операций попадающих под НДС и тех операций, которые не облагаются этим видом налога; эта норма указана в п.8 ст.88 НК РФ, ст.. 172, 171.1 и ст. 171 НК РФ.

Применение льгот осуществляется в отношении определенного вида налогообложения.

Однако, как показывает практика, намного больше проблем, возникает с выездными налоговыми проверками, в ходе которых необходимо соблюдать определенные правила поведения.

Согласно налоговому законодательству проверяющий инспектор может ознакомиться с оригиналами документов только на территории предприятия налогоплательщика, поэтому не следует предоставлять оригиналы документов на вынос. Исключение составляет официальная выемка документов, но это уже другой вопрос, да и касается она только официально утвержденных бумажных носителей.

Нельзя допускать налогового инспектора за стол бухгалтера для работы с бухгалтерской программой. Проверяющий должен проверять бумажную распечатку формы документов.

К числу обязательных документов, которые необходимо предоставлять проверяющему инспектору в ходе выездной налоговой проверки, относятся:документы о регистрации налогоплательщика; налоговые декларации;свидетельство, подтверждающее постановку налогоплательщика на учет в ПФР, ФНС и ФСС;бухгалтерская и налоговая отчетность;первичная документация;лицензии, если в перечне видов деятельности налогоплательщика присутствуют лицензируемые услуги;банковские и кассовые документы; документы на предоставлении налоговых льгот.

Перечень документов, необходимых для проверки, определяется целью выездной налоговой проверки – контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В предоставлении документов иного характера налогоплательщик вправе отказать. В ходе проведения налоговой проверки в обязательном порядке должен присутствовать юрист, который, в случае явного превышения налоговым инспектором своих полномочий должен подготовить письмо в налоговую инспекцию с обоснованием причин отказа.

Вместе с тем, согласно письму ФНС России от 13.09.12 № АС-4-2/15309, направленного в нижестоящие территориальные налоговые органы, налоговые инспекторы не вправе требовать у предприятия отчеты, аналитические справки и другие бумаги, которые не являются первичными документами.

Кроме того, данное письмо прямо запрещает перекладывать аналитическую работу на налогоплательщиков, поскольку для многих налоговых инспекций вошло в привычку требовать от компаний заполненные таблицы предпроверочного анализа, прогнозы будущих налоговых платежей и другие отчеты.

Помимо этого, в своих внутренних письмах ФНС России требует от налоговых инспекций повысить качество прогнозно-аналитической работы. Вместе с тем, без информации, представленных компаниями, улучшить качество прогнозов у налоговых инспекторов не получится.

Поэтому у специалистов налоговой службы есть два законных способа для получения недостающей информации:

Во-первых, пояснение по отчетности в рамках камеральной налоговой проверки. Сославшись на противоречия в отчетности, налогововые инспектора могут запросить многое, в том числе предложить заполнить таблицы. Однако в каком объеме давать пояснения и как их составлять, руководство компании принимает решение самостоятельно.

Во-вторых, уполномоченного представителя компании могут вызвать в налоговую инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Согласно действующему законодательству, гражданин имеет право отказаться от дачи объяснений, но явиться надо обязательно. За неявку без уважительной прицине возможен штраф на руководителя до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ).

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

 

Комментарии

Нет комментариев

Please enter the letters as they are shown in the image above.
Letters are not case-sensitive.
2097

Новости

все новости...