Дело бывшего председателя правления компании «РусГидро» Евгения Дода затягивается – скорее всего, следствие нащупало коррупционные связи Дода и пытается придать делу более широкий масштаб. Возможно, экс-глава «РусГидро» уже все рассказал следователям, и поэтому ему изменили меру пресечения с заключения под стражу на домашний арест. А рассказать он мог очень многое.
По версии следствия, он завысил себе премию на 73 млн рублей за 2014 год, фиктивно добавив к прибыли «РусГидро» за 2013 год 7 млрд рублей. Его премия напрямую зависела от прибыли, поэтому «липовое» увеличение дохода компании совсем не помешало. Получив невероятную премию, Дод оставил свой пост в августе 2015 года. В ходе расследования у СКР возникло немало вопросов к еще одному бывшему топ-менеджеру «РусГидро», действующему губернатору Хакасии Виктору Зимину. Заодно в орбиту следствия попал и был арестован ближайший соратник Зимина - руководитель администрации главы Хакасии Владимир Бызов. Известно, что Зимин находился в приятельских отношениях с Евгением Додом и, якобы, утверждал фиктивные финансовые отчеты «РусГидро» с «липовой» прибылью. За это Дод позволял компаниям родственников Зимина «кормиться» около бюджетных средств, перечисленных на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС.
Арестованный сейчас Владимир Бызов, в момент катастрофы на ГЭС возглавлял отдел экономической безопасности УФСБ Хакасии. Теоретически, он должен был разоблачать коррупционные схемы, по которым работали Дод и Зимин, но на практике Бызов скромно «закрывал» на это глаза. За такую «скромность» он быстро перескочил с невысокой чекистской должности в кресло высокопоставленного областного чиновника. Теперь, после ареста по обвинению в коррупции, Бызов, скорее всего, будет активно сотрудничать со следствием, так как Евгений Дод почти все уже рассказал о хищениях в «РусГидро» и махинациях семьи Зимина в Хакасии. Вполне вероятно, что «неуязвимость» группы коррупционеров в республике обеспечивал прокурор Хакасии Денис Попов, который сейчас находится на «низком старте», чтобы переехать в Москву на новую должность. Возможно, в столице все хакасские «друзья» встретятся в следственных органах.
Пламенный борец за родную Хакасию, Виктор Зимин в 2016 году прославился резкими высказываниями против федерального центра. Обращаясь к населению республики, он заявлял: «Мы не позволим «Русгидро» обращаться с нами, как с туземцами!», «Мы на многое закрываем глаза, предлагаю их открыть», «Вспомните все – от затопленных водохранилищами земель и отравляющего фенолами воду топляка, до туманов и водной взвеси в атмосфере из-за переставшего замерзать после строительства плотины Енисея». Местным чиновникам Зимин рекомендовал: «Посчитайте и предъявите им все, вплоть до отмен и задержек рейсов из-за тумана в аэропорту Абакана. Выставьте им претензии на миллиарды».
Совершенно очевидно, что эти бурные протесты Зимина были вызваны тем, что его отодвинули от богатой «кормушки» - не включили в состав совета директоров «РусГидро». Преследуя личные корыстные интересы, глава республики заявляя о «туземцах», «похоронили нас», «вспомним все», «получить миллиарды» ополчился не только против федерального центра, но и против всей России, которая, якобы не дает ему возможности развернуться в полную силу. На самом деле, он преследовал одну цель - вернуться к любимой «кормушке» и снова попасть в совет директоров «РусГидро». Также, не помешал бы Зимину очередное миллиардное вливание бюджетных средств в экономику республики, которым можно было бы распорядиться по-своему.
Попасть обратно в совет директоров «РусГидро» Зимину нужно не только для получения новых «дивидендов», но и сохранения старых прибылей. В первую очередь он заботился о члене своей семьи Александре Александровиче Витмане, который обычно представляется двоюродным братом Зимина, и является фактическим «смотрящим» по Саяногорску. В этом городе почти ни одно предприятие не может нормально функционировать, если оно не ввело в свои учредители или субпорядчики самого Витмана или названные им структуры.
Деятельное «участие» Виктора Зимина в жизни республики особенно активизировалось, когда он вошел в совет директоров «РусГидро», а Москва выделила на восстановление СШ ГЭС 40 млрд рублей. Среди подрядчиков по восстановлению станции сразу обнаружились компании, подконтрольные Витману: «СУОС», а среди субподрядчиков - «Плотина» и «УМС». Как работали структуры Витмана на восстановление СШ ГЭС свидетельствуют отчеты УФСКН по Хакасии. Так, в том же 2010 году оперативниками был задержан сотрудник ООО «Плотина», машинист насосных установок, при продаже партии гашиша. При этом сам он тоже был «обкуренным» Оказалось, что данный мужчина совмещал свою работу по восстановлению СШ ГЭС с торговлей наркотиками - основными покупателями были другие работники «Плотины» и «СУОС». Вскоре сотрудники УФСКН нагрянули прямо на место возведения берегового сброса и отобрали 17 сотрудников «СУОС» и «Плотины» для проверки. Часть из них оказались в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Как установила Федеральная служба по труду и занятости в Сибирском федеральном округе, живых денег работники ООО «Плотина» почти не видели. После многочисленных жалоб работников, трудившихся на восстановлении станции, Витман несколько раз привлекался к административной отвественности, за задержку зарплаты. Более того, с успехом освоив деньги, выделяемые на работы, Витман объявил ООО «Плотина» и ООО «УМС» банкротами, оставив их с долгами на десятки миллионов рублей. Следом с его помощью было обанкрочено «СУОС»- ранее одно из самых успешных предприятий Саяногорска.
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС образовалось огромное количество металла, деталей, проводов и бетона, которые вывозились на участок земли в урочище «Карлов лог», который находился в аренде у СШ ГЭС. Через год после случившегося, в сентябре 2010 года, прокуратура потребовала от «Русгидро» ликвидировать загрязнение этого участка. «Русгидро» быстро нашло подрядчиков для утилизации металла в лице двух фирм с одинаковым названием — ООО «Промметалл»- но разными ИНН. С ними были заключены контракты на сумму свыше 100 млн рублей. Одно ООО «Промметалл» на 60 % принадлежало супруге главы Хакасии Татьяне Николаевне Зиминой. Другое ООО «Промметалл» на 60 % принадлежало Екатерине Дмитриевне Примоленной - главному бухгалтеру фермерского хозяйства дочери Зимина. Позже выяснилось, что металл, оставшийся после аварии, «Промметаллы» под видом хлама продали в Китай. Естественно, что Евгений Дод, как глава «Русгидро» должен был знать о подобных махинациях. И, все это не могло пройти мимо Владимира Бызова, которые по линии УФСБ должен был выявлять и пресекать все эти случаи.
Как позже установил Следственный комитет Дод, фиктивно «накручивал» огромную прибыль «Русгидро», благодаря которой мог завышать себе премии на десятки миллионов рублей. Но эта уловка была невозможна без сообщников из числа членов Совета директоров «Русгидро» - выяснилось, что финотчет за 2013 год, который, по данным следствия был «липой», одобрил и утвердил Виктор Зимин, как член совета директоров госкомпании. В свою очередь Владимир Бызов, закрывая глаз на махинации Зимина и Дода, конечно был уверен, что его «отблагодарят». И он не ошибся — в сентябре 2011 года Бызов был назначен на должность заместителя руководителя администрации главы Республики Хакасия, а еще через три года стал главой администрации.
Бызов всегда был на хорошем счету и у начальника СЭБ ФСБ Юрия Яковлева, с подачи которого многие чекисты стали топ-менеджерами банков, крупных предприятий и чиновниками. Однако, летом 2016 года Яковлев подал рапорт об отставке. И выстроенная им империя понемногу рушиться. Именно с этим связан и арест Евгения Дода. Бызов явно не знал о приближающемся задержания экс-главы «Русгидро», иначе бы он попытался предотвратить собственный арест. Не сложно предугадать, кто следующей на очереди в СИЗО – Витман и Зимин. Ну и отдельного рассказа заслуживает прокурор Хакасии Денис Попов. Надеемся, что скоро общественность узнает о его славной биографии и активах на миллионы долларов, записанных на жену, с которой Попов якобы развелся.
|
Комментарии
Нет комментариев